Косых
Е.А.,
Статья
опубликована: «Философско-педагогические аспекты воспитания: теория и
методика»: материалы научно-практической
конференции/ под ред. С.А. Ан. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 406. - С. 198
– 205.
ВОСПИТАНИЕ
СЛОВОМ
(РЕЧЕВОЙ ПОРТЕРТ П.А. ФЛОРЕНСКОГО)
Воспитание
является составляющей любого социума и философии
народа с древнейших времён. Опыт
воспитательного процесса находит отражение в интенциях, пословицах, поговорках,
притчах, в которых заключены ментальность и философское
содержание общей культуры нации, её чаяния и надежды. Испокон веков элементом
воспитательного процесса являлось слово. Сила воздействия любого слова была
связана и с личностью говорящего. «Лучше один раз увидеть» относится и к речи,
и к способу её репрезентации, и к тому, кто эту речь произносит. Сократу
приписывают выражение, подтверждающее данную аксиому: «Заговори, чтобы я увидел
тебя…».
Воздействие
на слушающего (воспитуемого) оказывает совокупность внешних и внутренних
факторов. Коммуникативные свойства личности, находящиеся в центре внимания
современной антропоцентрической научной парадигмы, требуют тщательного описания
и изучения.
Традиционно, обращаясь к основам риторики и
стилистики, образцам речевого искусства большинство исследователей апеллируют к
высказываниям, эпистулам, хроникам древнегреческих и римских философов и
политических деятелей, забывая, что 1,5 –2 тысячи лет назад и слог, и речь были
иными, к тому же – иностранными. Есть пророки и в своём Отечестве! Для каждой
эпохи они свои: летописцы, религиозные деятели, писатели, художники и учёные. К
счастью, не только филологи! Кирилл Туровский, Феофан Прокопович, М.В. Ломоносов, Д.С. Лихачёв,
И.Л. Андронников – литературовед, писатель, артист; А.Ф. Кони – русский
юрист, выдающийся судебный оратор; С.П.
Капица – доктор физико-математических наук, учёный, телеведущий; А. Д. Сахаров
– физик, академик, общественный деятель; А. И. Солженицын – учитель математики
и астрономии, писатель, историк, общественный деятель. Среди этих удивительных
гениев слова достойное место занимает П.А. Флоренский – математик, физик,
лингвист, семиолог, религиозный философ. Особенностью перечисленных (и многих
других) учёных являлось их стремление не только к научной деятельности, но и
публичной, воспитательной: пропагандируя вечные культурные и человеческие
ценности, воздействовать на людей и просвещать их посредством слова. Ценным материалом для исследования
коммуникативных свойств личности, речевой способности, составления речевого
портрета многогранной личности являются письма и научно-исследовательские
работы о. П.Флоренского, которые и послужили материалом для представляемой
статьи. ПОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ
|