Вторник, 21.05.2024, 00:20

Приветствую Вас, Гость | RSS

Кафедра общего и русского языкознания
Алтайской государственной педагогической академии

Меню сайта
Комментарии

Если кого-то заинтересовала эта информация, могу уточнить к среде время и место секции.


Как не последние? Именно последние.


Мы не последние! Урааа=)))


мне здесь сказать нечего , но я на парах скажу biggrin пока слушайте музыку


я в шоке((( wacko wacko wacko wacko

Категории раздела
Кукуева Г.В. [4]
Бринев К.И. [1]
Косых Е.А. [6]
Сухотерина Т.П. [2]
Аввакумова Е.А. [2]
Камзина С.Л. [2]
Диссертации [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Филологический факультет АлтГПА
  • Морфология КемГУ
  • Работы преподавателей кафедры


    Главная » Статьи » Камзина С.Л.

    Глаголы изображения с точки зрения типа полиситуативности С.Л. Камзина

    Камзина С.Л.

    Барнаульский государственный педагогический университет,

    г. Барнаул,

    Россия.

    глаголы изображения с точки зрения типа полиситуативности.

    Методика полиситуативного анализа  глагольной семантики, разработанная Н.Б.Лебедевой, базируется на достижениях отечественной и зарубежной лингвистики, таких как разработка семантического метаязыка, использование разноуровневых компонентов значения,  динамический подход к явлениям языка. Идея о том, что  одна глагольная форма в силу своей метонимической природы способна называть несколько смежных ситуаций, является центральной  в теории полиситуативности.

    Под полиситуативностью понимается «семантико-функциональная, когнитивно-языковая категория, обладающая специфическим планом содержания и имеющая разные способы выражения, которые в своей совокупности также достаточно специфичны. Она находится на пересечении таких общенаучных категорий, как время, количество, смежность (логическая, пространственная, временная), и многих лингвистических явлений, в основном глагольных (таксисных, аспектологических, темпоральных), а также именных (число, одушевленность, субъектность, объектность) [1, с. 11]. Основной единицей структурирования глагольной семантики является ситуатема – единица плана содержания, в состав которой входят не только лексикализованная ситуация, но и смежные конситуации (импликативные компоненты значения) [1, с. 33].

    Н.Б. Лебедевой в  [1] была предложена типология полиситуативности по "способу существования”: 1) конситуативность, 2) длительность, 3) сегментированность, 4) квантификация [1, с. 44].

     Кратко охарактеризуем каждый из названных типов:

    Одной из задач нашего исследования является выявление типологии полиситуативности русских глаголов изображения  (РИСОВАТЬ, ПИСАТЬ, МАЛЕВАТЬ, ЧЕРТИТЬ и др.). В рамках данной статьи мы рассматриваем один из глаголов указанной группы -  ЗАРИСОВЫВАТЬ -  с целью проиллюстрировать на данном примере то, каким образом «упакован» полиситуативный фрагмент, названный этим глаголом. Тип полиситуативности определяем при помощи методики полиситуативного анализа глагольной семантики, разработанного Н.Б.Лебедевой.

    Ситуатема глагола ЗАРИСОВЫВАТЬ.

         I. Общая характеристика, пример

         Зарисовать - "сделать рисунок чего-нибудь,  запечатлеть  рисунком. Зарисовать с натуры" (МАС).  "Глагол ЗАРИСОВЫВАТЬ предполагает попытку ухватить и зафиксировать текущее  или  наблюдаемое состояние объекта и, следовательно, внимание к мелочам, к реалистическим деталям, к тому, как он на самом деле выглядит.  Зарисовка всегда предполагает достаточно большую степень  подобия  между изображением и оригиналом" (НОСС). Ситуация зарисовывания обязательно включает в себя натуру,  т.  е.  существующий вне сознания художника  объект (Объект денотативный),  постоянно наблюдаемый им в процессе рисования. С точки зрения цели изображения в глаголе ЗАРИСОВЫВАТЬ выделяется указание на подготовительный  или  технический  характер рисунка.

         Приведем возможные контексты:

    а) Художник зарисовывает силуэты людей.

    б) Студенты зарисовывают паука в тетради.

    в) Швея просит зарисовать эскиз платья.

         II.Фациенты ситуатемы

         Денотативная структура глагола  ЗАРИСОВЫВАТЬ  содержит 8 Фациентов.

                             Субъект-1 - художник, он же каузатор (создал ситуацию зарисовывания), Рецепиенс (зрительно воспринимает Объект изображения во время рисования),  Пациенс: полученный рисунок может  соответствовать и не соответствовать ожиданиям художника, следовательно, влияет на ментальную и психологическую сферу Субъекта.

                 Субъект-2 - Каузатор. Лицо,  заинтересованное в создании рисунка; существует как в ретроспективной,  так и в проспективной ситуациях, может совпадать с Субъектом -1.

                  Объект-1, денотативный - люди, паук, платье,  попавшие в поле зрения художника и  являющиеся  объектом изображения.  Существует в тот же самый момент времени,    что  и объект результативный,  обязательный компонент  лексикализованной ситуации (Л-ситуации). Существует  до и после момента осуществления Л-ситуации.

                  Объект-2, результативный - образ, подобие объекта денотативного,  существующий на бумаге (холсте).  Появляется в момент осуществления ситуации зарисовывания и является  признаком  и  результатом  завершения ситуации.

    Орудие - карандаш, ручка, уголь.

                 Средство - графит, паста шариковой ручки, уголь.

                             Поскольку зарисовывание предполагает получение эскиза, очертаний, то используются инструменты,  способные передавать линии,  контуры, а не цвет.

                  Фациент"Заинтересованность" - Субъект осуществления  ситуации фиксирует значимые детали Объекта денотативного, для того чтобы в проспекции (в другой ситуации, названной другим глаголом), либо завершить образ (добавить краску,  превратить эскиз в  рисунок), либо, учитывая зафиксированные детали Объекта результативного в проспекции, вновь создать аналог Объекта денотативного  (если зарисовывание происходит в технических целях).

                  Фациент Цель -  создать    эскиз и  использовать его.

         III. Пропозиции ситуатемы

                 Ситуатема глагола ЗАРИСОВЫВАТЬ (как и ситуатемы других глаголов изображения) имеет проспективную направленность,  так как стремится в будущем к созданию объекта иного рода  (результативного). По мнению Н.Б.Лебедевой,  глагольная приставка за- так  же  имеет проспективное значение.

         Со стороны ситуативно-событийной структуры ситуатема  глагола ЗАРИСОВЫВАТЬ полипропозициональна.  Она состоит  из  следующих 5-ти событийных и 1 модально-логической пропозиции.

    1) На микроуровне (уровне Л-ситуации) ситуатема глагола ЗАРИСОВЫВАТЬ представлена двумя событийными пропозициями, сменяющими друг друга во времени неопределенное количество раз.

    Пропозиция-1, событийная - Субъект (художник) смотрит на Объект денотативный  (люди) и фиксирует в памяти ту или иную деталь Объекта. Пропозиция-2, событийная - Субъект извлекает из памяти зафиксированную  деталь и переносит ее на бумагу (холст).  Так  происходит  процесс, названный глаголом ЗАРИСОВЫВАТЬ.

                 2) На макроуровне (ретроспективный и проспективный планы) можно выделить еще четыре пропозиции:

    Пропозиция-3, событийная, - пропозиция  ретроспективного плана - воздействие Каузатора (Субъекта-2) на Субъект-1, создавшее необходимость в появлении Объекта результативного (эскиза).

    Пропозиция-4,событийная - появление Объекта-2 (результативного) в проспекции.

     Пропозиция-5,   событийная - Субъект-1 или  Субъект-2 используют Объект-2 (Художник дорабатывает эскиз, студенты изучают эскиз паука в учебнике,  швея шьет платье) – это пропозиция дальней ретроспекции, "панорама  возможных миров".

    Пропозиция-6, модально-логическая, Субъект-1 желает, имеет намерение создать Объект-2 (результативный), имеющий максимальное сходство с Объектом-1 (денотативным).

         V. Динамика ситуатемы

         VI. Микрополе  глаголов  близкой  семантики  -  НАБРАСЫВАТЬ, СРИСОВЫВАТЬ, ПЕРЕРИСОВЫВАТЬ.

         Ситуатемы глаголов СРИСОВЫВАТЬ, ПЕРЕРИСОВЫВАТЬ совпадают  с рассмотренной выше ситуатемой, но при этом денотатом является  картинка. Ситуатема глагола НАБРАСЫВАТЬ отличается тем, что для нее не обязательно наличие денотативного объекта в Л-ситуации: ср. Набросать эскиз платья (присутствие натуры не обязательно).

                Таким образом, можно говорить о том, что для семантики данного глагола характерен следующий тип полиситуативности: микроуровень (уровень Л-ситуации) представлен двумя событийными пропозициями, сменяющими друг друга на протяжении осуществления ситуации, при этом первая пропозиция является условием для появления второй (художник смотрит на «натуру», чтобы запомнить и перенести деталь изображения на холст). На этом основании, на наш взгляд, такой тип полиситуативности можно отнести к «сегментированности». С другой стороны, на макроуровне ситуатема глагола ЗАРИСОВЫВАТЬ характеризуется наличием проспективного   и ретроспективного планов, что позволяет говорить о принадлежности данного типа к последовательной конситуативности.

     Литература:

    1.      Лебедева, Н.Б. Полиситуативность глагольной семантики (на материале русских префиксальных глаголов). – Томск, 1999.

    2.      Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М.,1988.

    3.      Малый академический словарь. М., 1988.

    4.      Апресян Ю.Д. Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б., Урысон Е.В., Гловинская М.Я., Крылова Т.В. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: ЯРК, вып. II., 2000.  

       
    Категория: Камзина С.Л. | Добавил: brinevk (11.03.2011)
    Просмотров: 1466 | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Сегодня сайт посетили: