Стенина, В.Ф. Мифология болезни в прозе А.П. Чехова : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 : защищена 30.06.2006 : утв. 15.12.2006. – Самара, 2006. – 224 с. – Библиогр.: с. 208 – 224 с.
Высылается электронный текст диссертации по запросу на электронный адрес: steninavf@rambler.ru
Аннотация: Болезнь по-разному осмыслена различными культурами. Загадочная по своей природе, болезнь непостижима для человека. Отсюда сакрализация и болезни, и фигуры врачевателя в мифологиях. Болезнь как одно из основополагающих понятий в мышлении человека предполагает ее осмысление и в литературе. Современные подходы к постижению болезни (семиотический, мифопоэтический) позволяют раскрыть глубинные слои текста и точнее описать авторскую поэтику. Специфика чеховского художественного мира и текста объясняется уникальностью его биографической ситуации: автор предстает одновременно в нескольких ипостасях – врач, больной, писатель. Пребывание между этими полюсами и создает своеобразную чеховскую оптику: видение бытия через призму «докторского» и «больного», обоих, являющихся обладателями «тайного знания». Чеховская корреспонденция и его художественная проза представлены в работе как текст, подтверждающий теорию о проницаемости границ внетекстовой реальности и художественного творчества. Мифология болезни в равной степени реализуется как в письмах, так и в художественной прозе писателя, организуя единый текст.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I «Больное» пространство и время: биографический код……………...26
1.1. «Больное» время в эпистолярной прозе…………………………….27
1.2. Оппозиция жизнь / смерть в репрезентации пространства………..38
1.2.1. «Был я недавно в Питере. Хороший деловой город. Москва спит и киснет»:
оппозиция Москва / Петербург……..………..39
1.2.2. «…Теплые края не улыбаются мне вовсе»: южное пространство……………………………………...50
Глава II. Проза Чехова: болезнь в мифологической парадигме………………94
2.1. Ситуация болезни-лечения: врач, больной…………………………94
2.1.1.«Болезнь» в обрядовой парадигме…………………………..95
2.1.2.Мифологема болезни как структурообразующее начало текста…………………........105
2.2. Мифология болезни: многообразие культурных смыслов…..…...114
2.2.1. Охотничий код……………………………………………...114
2.2.2. Феминный код……………………………………………...125
2.2.2.1. «Болезнь»: оппозиция мужское/женское………...125
2.2.2.2. Врачующая женщина и феномен «болезни Коврина»……………………………………136
2.2.3. Календарный код…………………………………………...160
2.2.4. Пространственный код…………………………………….172
2.3. Трансформация ранних сюжетов…………………………....192 Заключение………………………………………………………...203 Библиография……………………………………………………...208
|