Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Седьмая
Международная
летняя
лингвистическая
школа
|
г.
Кемерово
26 июня –
6 июля 2012 г.
|
Теоретические и
прикладные проблемы
современной лингвистики
|
Объявляется набор слушателей VII Международной летней лингвистической
школы «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики», с целью повышения квалификации работников
науки и образования по программе «Методика и методология лингвистического анализа
и преподавания лингвистических курсов» с итоговой аттестацией и получением государственного
документа (свидетельства) о повышении квалификации
1.
О проекте
Седьмая Международная летняя
лингвистическая школа посвящена актуальным вопросам современного теоретического
и прикладного языкознания. Целесообразность проведения лингвистической школы
определяется необходимостью объединения усилий лингвистов-исследователей и
лингвистов-педагогов для обсуждения и решения насущных проблем науки о языке,
столкнувшейся с кардинальными изменениями как в области гносеологии (методики и
методологии изучения языка и преподавания языковых курсов), так и в области
онтологии – свойств современной речевой коммуникации.
Реализация поставленной цели требует
выполнения следующих задач:
(1)
многоаспектное
освещение ключевых для лингвистики категорий - таких, как антропоцентризм, языковой знак, языковое и
метаязыковое сознание, внутренняя форма;
(2)
рассмотрение
разнообразных форм функционирования языкового сознания;
(3)
рассмотрение
общих принципов лингвопрагматики;
(4)
анализ современного
российского институционального дискурса (политического, научного, педагогического);
(5)
анализ
невербальных компонентов речевой деятельности;
(6)
освещение проблем
культуры речи в современном обществе;
(7)
внедрение
современных когнитивных и коммуникативных методик в преподавание русского языка
в вузе и школе.
Структура занятий, осуществляемых в
рамках летней школы, предполагает чтение лекций, проведение практикумов и
тренингов, а также работу круглых столов и дискуссий с участием молодых ученых.
Все запланированные формы учебного и научного процесса направлены на совершенствование
профессиональной компетенции преподавателей вузов и школ, содействуют интенсификации
информационного обмена между российскими и зарубежными лингвистами. В последний
день работы школы состоится международная научная конференция, на которой
слушатели школы защитят свои научно-методические аттестационные работы (курсовые
проекты) и получат документ о повышении квалификации.
2.
Программа Школы
В рамках Школы планируется вести
обучение по шести курсам, направленным на освещение крупных лингвистических и
педагогических проблем. В качестве научных руководителей и лекторов приглашены ведущие
специалисты в области лингвистики и методики преподавания лингвистических
курсов из университетов России и ближнего зарубежья.
Название
курса
|
Объем
(часы)
|
Научные
руководители, лекторы
|
Ауд.
Работа
|
самост.
работа
|
Проблемы современной
интернет-коммуникации
|
12
|
10
|
Максим Анисимович Кронгауз – доктор филологических наук, профессор, директор
Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета
(г. Москва);
Александр
Геннадьевич Антипов - доктор
филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики Кемеровского
государственного университета (г. Кемерово);
Наталья Александровна Мишанкина – доктор филологических наук,
профессор кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии Томского
государственного университета (г. Томск).
|
Проблемы межкультурной коммуникации,
преподавания иностранных языков
|
4
|
4
|
Мамед Джакыпович Тагаев – доктор филологических наук, профессор
Кыргызско-Российского Славянского университета (г. Бишкек, Кыргызстан).
|
Когнитивная
парадигма
в науке
и образовании
|
4
|
4
|
Людмила Алексеевна Араева – доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой стилистики и риторики Кемеровского государственного университета (г.
Кемерово);
Зоя Ивановна Резанова – доктор филологических
наук, профессор, заведующий кафедрой общего, славяно-русского языкознания и
классической филологии Томского государственного университета (г. Томск).
|
Стратегия
эффективных переговоров
|
2
|
2
|
Павел Алексеевич Катышев - доктор филологических наук, профессор кафедры
стилистики и риторики Кемеровского государственного университета (г.
Кемерово).
|
Русская
фразеология в современной речи
|
16
|
6
|
Валерий
Михайлович Мокиенко - доктор филологических
наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета
Санкт-Петербургского университета; главный научный сотрудник Института
филологических исследований СпбГУ; профессор Института славистики Эрнст-Моритц-Арндт
Университета (г. Грайфсвальд, Германия);
Харри
Вальтер - Prof. h.c. Dr. Dr. h.c., философский
факультет, Эрнст-Моритц-Арндт Университет, Институт славистики
(г. Грайфсвальд, Германия)
|
Лингвистика и
математика: на пути к
междисциплинарному
видению языка
|
8
|
6
|
Мария Кирилловна Тимофеева – доктор филологических наук, профессор, старший
научный сотрудник Лаборатории логических систем (г. Новосибирск).
|
Обыденная философия языка и
бытовая лингвистика.
|
12
|
4
|
Вячеслав
Борисович Кашкин – доктор филологических
наук, профессор, заведующий
кафедрой теории перевода и межкультурной коммуникации факультета
романо-германской филологии Воронежского государственного университета; член Правления Союза переводчиков
России (СПР), Председатель Воронежского регионального отделения (2002-2011
гг.); член
Координационного совета Российской коммуникативной ассоциации (РКА)
(г. Воронеж);
Николай Данилович Голев – доктор филологических наук, профессор кафедры
русского языка Кемеровского государственного университета, академик
Международной академии наук высшей школы (г. Кемерово);
Наталья
Борисовна
Лебедева - доктор филологических наук, профессор кафедры теории
языка и славяно-русского языкознания Кемеровского государственного
университета (г. Кемерово).
|
Место «стиля» художественной
литературы в типологиях функциональных стилей.
|
6
|
2
|
Владимир Иванович Заика – доктор филологических
наук, профессор кафедры русского языка Новгородского государственного
университета (г. Великий Новгород).
|
Проблемы
психолингвистики и лингвистической прагматики
|
12
|
6
|
Григорий Ефимович Крейдлин – доктор филологических наук, профессор Российского
государственного гуманитарного университета (г. Москва);
Елена Борисовна Трофимова – доктор филологических наук, профессор кафедры
восточных языков Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина (г. Бийск).
|
Итого часов:
|
76
|
44
|
|
Всего часов:
|
120
|
В самостоятельную работу входит: участие
в работе круглых столов; ознакомление с научной литературой в библиотеке КемГУ;
консультации, которые проводят лекторы школы. Для учителей школ, гимназий,
лицеев есть уникальная возможность найти научного руководителя и начать работу
над кандидатской диссертацией.
В
рамках школы будут проходить за дополнительную плату тренинги по НЛП и деловые
игры по эффективности речевой коммуникации
|